igor23hh
Пользователь
- Реєстрація
- 14.11.2011
- Повідомлення
- 1,420
- Вік
- 46
Вообщем то спор века, затрагивает многие стороны нашей жизни
))
Ангелы на кончике иглы
«Быть может, всемирная история — это история различной интонации при произнесении нескольких метафор».
Х. Л. Борхес. «Сфера Паскаля»
«Схоластики дискутировали о том, сколько ангелов уместится на кончике иглы». Подтекст: мы-то с вами такими глупостями не занимаемся.
Однако история с ангелами не так уж проста. Начнем с конца. В 1714 году Джонатан Свифт и несколько его друзей создали «Клуб Мартинуса Скриблеруса», или, на русский лад, «Клуб Мартина Писаки». Из заседаний этого клуба выросло несколько книг, вошедших в историю литературы; одна из них — часть III «Путешествий Гулливера» (о Лапуте и лапутянских академиках). Заседания клуба проходили в доме Джона Арбетнота, лейб-медика, математика и памфлетиста. Именно он, и именно в эти годы, создал образ Джона Буля как олицетворения Англии. Он же, не без участия Свифта, написал знаменитый памфлет «Об искусстве политической лжи». Уже после смерти Арбетнота вышли в свет написанные им «Записки об удивительной жизни, трудах и открытиях Мартинуса Скриблеруса» (1741).
Скриблерус, дилетантствующий мыслитель и врач, посвятил свою жизнь решению мировых загадок, например: «Где расположено седалище души?»; «Могут ли ангелы перемещаться из одной точки в другую, не проходя через среднюю точку между ними?», а также: «Сколько ангелов могут танцевать на кончике иглы, не толкая друг друга?»
Эти вопросы пародировали схоластическую ученость. Многие из них взяты из «Суммы теологии» Фомы Аквинского, главного богословского трактата средневековья. Многие, но не все. Танцующих ангелов в «Сумме...» нет. Фома Аквинский ставил вопрос иначе: «Могут ли несколько ангелов находиться в одном и том же месте одновременно?» — Нет: «В одном месте может находиться только один ангел».
В «Сумме теологии» решаются и все остальные вопросы об ангелах и демонах (т.е. падших ангелах):
Велика ли численность ангелов? — Невероятно велика.
Знают ли ангелы наши тайные мысли? — Нет, это ведомо только Богу.
Разговаривают ли ангелы друг с другом? — Да, но не словами, а как бы телепатически, «внутренней речью через посредство понятий ума».
Известно ли прочим ангелам, о чем говорят двое ангелов между собой? — Нет.
Испытывают ли ангелы похотливые пожелания? — Нет.
Скорбит ли ангел-хранитель о бедствиях своего подопечного? — Нет, ибо на всё воля Божия.
Был ли высший из падших ангелов (т.е. Сатана) наивысшим из всех? — Вполне вероятно, ведь наивысший ангел имел причины особенно сильно завидовать Богу.
Знакома ли демонам печаль? — Нет. А как же «Печальный демон, дух изгнанья»? Ну, это уже романтизм XIX века, совершенно чуждый средневековому образу мыслей.
Особенно любопытен ответ на вопрос о том, могут ли ангелы перемещаться из одной точки в другую, не проходя через среднюю точку между ними. Пространственное движение ангелов, замечает Фома, может быть как непрерывным, так и дискретным. «Если движение ангела дискретно, то он может переходить из одной точки в другую, не переходя через середину между ними». Эта мысль нашла понимание у физиков XX века, как предвосхищение парадоксов теории элементарных частиц.
Но как же все-таки с ангелами на кончике иглы? Неужели Скриблерус их выдумал?
Не совсем. Фома Аквинский жил в XIII веке. А в XIV веке в Германии появился мистико-богословский диалог «Сестра Катрей» («Сестра Катерина»). Долгое время он ошибочно приписывался величайшему немецкому мистику Мейстеру Экхарту. Здесь говорилось: «Тысяча душ помещается в небе на кончике иглы». Отсюда уже недалеко и до ангелов: ведь душа, вознесшаяся на небо, тоже своего рода ангел.
Эта мистическая (или, если угодно, поэтическая) метафора, вместе с рассуждениями Фомы, и послужила источником легенды о дискуссиях ученых-схоластов. Легенда эта появилась в антикатолической публицистике XVII века; возможно, впервые — в трактате Уильяма Чиллингуорта «Религия протестантов, верный путь к спасению» (1638). Десятью годами ранее Чиллингуорт, под влиянием иезуитской пропаганды, перешел в католицизм, но затем вернулся в лоно англиканской церкви и занялся обличением иезуитов и «папства». В своем трактате он, среди прочего, утверждал, будто католические богословы спорили о том, «может ли миллион ангелов поместиться на кончике иглы».
Век спустя фраза об ангелах на кончике иглы стала ходячим речением, а в достоверность диспутов на эту тему уверовал каждый мыслящий человек — разве что кроме иезуитов.
Взято отсюда http://www.dushenko.ru/quotation_date/121239/
П.С. Очень интересно "могут ли ангелы перемещаться из одной точки в другую, не проходя через среднюю точку":biggrin:
Как вы думаете?
)
![Smile :) :)](https://cdn.jsdelivr.net/joypixels/assets/8.0/png/unicode/64/1f642.png)
Ангелы на кончике иглы
«Быть может, всемирная история — это история различной интонации при произнесении нескольких метафор».
Х. Л. Борхес. «Сфера Паскаля»
«Схоластики дискутировали о том, сколько ангелов уместится на кончике иглы». Подтекст: мы-то с вами такими глупостями не занимаемся.
Однако история с ангелами не так уж проста. Начнем с конца. В 1714 году Джонатан Свифт и несколько его друзей создали «Клуб Мартинуса Скриблеруса», или, на русский лад, «Клуб Мартина Писаки». Из заседаний этого клуба выросло несколько книг, вошедших в историю литературы; одна из них — часть III «Путешествий Гулливера» (о Лапуте и лапутянских академиках). Заседания клуба проходили в доме Джона Арбетнота, лейб-медика, математика и памфлетиста. Именно он, и именно в эти годы, создал образ Джона Буля как олицетворения Англии. Он же, не без участия Свифта, написал знаменитый памфлет «Об искусстве политической лжи». Уже после смерти Арбетнота вышли в свет написанные им «Записки об удивительной жизни, трудах и открытиях Мартинуса Скриблеруса» (1741).
Скриблерус, дилетантствующий мыслитель и врач, посвятил свою жизнь решению мировых загадок, например: «Где расположено седалище души?»; «Могут ли ангелы перемещаться из одной точки в другую, не проходя через среднюю точку между ними?», а также: «Сколько ангелов могут танцевать на кончике иглы, не толкая друг друга?»
Эти вопросы пародировали схоластическую ученость. Многие из них взяты из «Суммы теологии» Фомы Аквинского, главного богословского трактата средневековья. Многие, но не все. Танцующих ангелов в «Сумме...» нет. Фома Аквинский ставил вопрос иначе: «Могут ли несколько ангелов находиться в одном и том же месте одновременно?» — Нет: «В одном месте может находиться только один ангел».
В «Сумме теологии» решаются и все остальные вопросы об ангелах и демонах (т.е. падших ангелах):
Велика ли численность ангелов? — Невероятно велика.
Знают ли ангелы наши тайные мысли? — Нет, это ведомо только Богу.
Разговаривают ли ангелы друг с другом? — Да, но не словами, а как бы телепатически, «внутренней речью через посредство понятий ума».
Известно ли прочим ангелам, о чем говорят двое ангелов между собой? — Нет.
Испытывают ли ангелы похотливые пожелания? — Нет.
Скорбит ли ангел-хранитель о бедствиях своего подопечного? — Нет, ибо на всё воля Божия.
Был ли высший из падших ангелов (т.е. Сатана) наивысшим из всех? — Вполне вероятно, ведь наивысший ангел имел причины особенно сильно завидовать Богу.
Знакома ли демонам печаль? — Нет. А как же «Печальный демон, дух изгнанья»? Ну, это уже романтизм XIX века, совершенно чуждый средневековому образу мыслей.
Особенно любопытен ответ на вопрос о том, могут ли ангелы перемещаться из одной точки в другую, не проходя через среднюю точку между ними. Пространственное движение ангелов, замечает Фома, может быть как непрерывным, так и дискретным. «Если движение ангела дискретно, то он может переходить из одной точки в другую, не переходя через середину между ними». Эта мысль нашла понимание у физиков XX века, как предвосхищение парадоксов теории элементарных частиц.
Но как же все-таки с ангелами на кончике иглы? Неужели Скриблерус их выдумал?
Не совсем. Фома Аквинский жил в XIII веке. А в XIV веке в Германии появился мистико-богословский диалог «Сестра Катрей» («Сестра Катерина»). Долгое время он ошибочно приписывался величайшему немецкому мистику Мейстеру Экхарту. Здесь говорилось: «Тысяча душ помещается в небе на кончике иглы». Отсюда уже недалеко и до ангелов: ведь душа, вознесшаяся на небо, тоже своего рода ангел.
Эта мистическая (или, если угодно, поэтическая) метафора, вместе с рассуждениями Фомы, и послужила источником легенды о дискуссиях ученых-схоластов. Легенда эта появилась в антикатолической публицистике XVII века; возможно, впервые — в трактате Уильяма Чиллингуорта «Религия протестантов, верный путь к спасению» (1638). Десятью годами ранее Чиллингуорт, под влиянием иезуитской пропаганды, перешел в католицизм, но затем вернулся в лоно англиканской церкви и занялся обличением иезуитов и «папства». В своем трактате он, среди прочего, утверждал, будто католические богословы спорили о том, «может ли миллион ангелов поместиться на кончике иглы».
Век спустя фраза об ангелах на кончике иглы стала ходячим речением, а в достоверность диспутов на эту тему уверовал каждый мыслящий человек — разве что кроме иезуитов.
Взято отсюда http://www.dushenko.ru/quotation_date/121239/
П.С. Очень интересно "могут ли ангелы перемещаться из одной точки в другую, не проходя через среднюю точку":biggrin:
Как вы думаете?
![Smile :) :)](https://cdn.jsdelivr.net/joypixels/assets/8.0/png/unicode/64/1f642.png)