Я когда-то переводил пост о расходомерах с m5board.com
правда все цифровые данные касаются s62, но мало ли, вдруг пригодится
Расходомер – это жизненно необходимый датчик для правильной работы двигателя S62. Двигатель никогда не будет работать лучше, чем ему позволит расходомер.
Расходомер расположен во впускных трубах воздушного коллектора. Расходомер говорит блоку управления двигателя (DME aka ECU), какой объем воздуха попадает в двигатель и какая у него температура. DME использует эти показания для расчета необходимого количества топлива для впрыска.
Практика показывает, что расходомеры должны быть в ОЧЕНЬ плохом состоянии, что бы машина показала код ошибки.
Функциональный тест BMW-диагностики тестирует расходомеры только на холостом ходу двигателя на стоящем автомобиле. По моему опыту такой тест ничего не скажет о том, как поведут себя расходомеры в режиме полного открытия дросселя.
Я думаю, есть экономическое (гарантийное) объяснение тому, почему BMW дает возможность расходомеру выдавать код ошибки не сразу же, как только он начинает хоть чуть чуть глючить, а лишь в случае серьезного отклонения от нормальной работы.
Обычно расходомер может проработать до 80 тысяч км, прежде чем он настолько загрязнится, что это скажется на производительности S62.
Есть два метода проверки расходомера самостоятельно:
Метод 1 – С помощью приборной панели автомобиля:
Для начала небольшая инструкция, как войти в «Тест режимы» OBC. BMW верятней всего не хочет, что бы вы игрались с этм режимом, так что большая часть функций заблокирована. Вы можете их единоразово разблокировать самостоятельно:
1) Ключ зажигания в положение 2 (мотор можно не заводить);
2) Если у вас американка, пристегните ремень, что бы убрать требование пристегнуться с приборной доски;
3) Нажмите правую кнопку на приборной доске и удерживайте ее секунд 5 пока не появится текст "TEST-NR. 01".
4) Нажмите левую кнопку и на панели отобразится последние 7 символов VIN-номера машины.
5) Сложите 5 последних цифр номера и получите код разблокировки, например код разблокировки для номера "AB12345" будет 15 (1+2+3+4+5).
6) Нажимайте правую кнопку пока не появится "TEST-NR. 19".
7) Нажмите левую кнопку -> "LOCK : ON"
8) Нажимайте левую кнопку пока не появится "LOCK : xx", где "xx" – ваш код разблокировки.
9) Нажмите правую кнопку. Теперь все режимы доступны.
Навигация по тестам и их запуск:
- Выполните шаги 1-3 процедуры разблокировки для входа в тестовое меню.
- Правой кнопкой перебираем тесты.
- Левой кнопкой выбираем тест и перебираем опции выбранного теста.
- нажмите и держите правую кнопку для выхода из меню.
Вот что мне известно о разных тестах:
2) тест приборки;
3) не знаю;
4) текущий расход топлива в литрах на 100 км и литрах в час.
5) Средний расход топлива и запас хода.
6) Текущий уровень топлива в левой и правой частях бака, общий уровень топлива.
7) Температрура двигателя, обороты и температура снаружи.
8) Текущая скорость в км в час.
9) Напряжение в бортовой сети.
10) Страна.
11) Не знаю.
12) Не уверен что это. Похоже на среднюю скорость, которую использует БК для расчета времени прибытия.
13) Тест внутрисалонного гонга.
14) Не знаю, какие-то диагностические коды.
15) Не знаю, похоже на какую-то лайв дейту.
16) Температура масла. Иногда может показать -48 градусов, когда двигатель не запущен. С запуском двигателя температура корректируется до правильного значения.
17) Не знаю;
18) Не делает ничего;
19) Блокировка и разблокировка тестового режима.
20) Не знаю;
21) Не знаю. Тест предлагает вам "RESET?". Никогда не пробовал запустить его, мало ли…
Согласно этим инструкциям выбираем просмотр расхода топлива в час, 4-й тест.
На полностью прогретом двигателе, езжайте и несколько раз до конца открывайте дроссель. Следите за показаниями расхода в час. Если все в порядке, показания должны непрерывно рости примерно до 140 литров в час при полностью открытом дросселе на 7000 оборотах. (не бойтесь срабатывания отсечки)
Кол-во впрыскиваемого бензина прямо пропорционально показаниям расходомера, потому, если кол-во впрыскиваемого бензина корректное, то и расходомер наверняка в полном порядке.
Что бы иметь возможность сравнить свои показатели расхода топлива с показаниями остальных людей, вам необходимо скорректировать условия вашего теста: температуру, атмосферное давление и высоту. Это не сложно: воспользуйтесь приложенной таблицей.
Возьмите коэфициенты, соответствующие вашим данным температуры, давления и высоты и перемножте их на показания расхода, взятого с вашей приборной доски. Результаты будут соответствовать эталонному расходу топлива на уровне моря при 20 градусах цельсия и нормальном атмосферном давлении.
Метод 2 – используя OBD II сканнер
1. Вам нужен ноутбук и какая-нибудь программа-сканнер OBD-II. (Я пользуюсь программой "ISO" с сайта
www.obd-2.com которой полностью доволен)
2. Подключитесь к машине и езжайте.
3. Следите за показателем CLV (calculated load value – расчетное значение нагрузки). Этот показатель отображает сигнал расходомера в процентах от ожидаемого максимума на каждом значении тахометра.
Когда вы полностью открываете дроссель, этот показатель должен немедленно вырости до 100% и оставаться таким пока вы не отпустите педаль или не достигнете отсечки.
4. Если значение CLV низкое на всех оборотах, попробуйте заменить воздушные фильтры.
5. Если все в порядке на малых оборотах, но с увеличением оборотов CLV падает, попробуйте прочистить расходомеры и сразу же повторите тест. Если показания увеличились, вы можете быть полностью уверены, что проблема в расходомерах. Или проблема была в расходомерах, а чистка оказалась 100% успешной. Это еще не значит, что это единственная проблема в машине, но все равно – машина никогда не поедет лучше, чем ей позволит расходомер.
Симптомы неисправных расходомеров.
С точки зрения неисправных расходомеров симптомы могут быть следующие:
Высокие показания лямды на холостом ходу High Lambda values at idle (бедная смесь);
Нестабильность двигателя на высоких оборотах;
Пропуски зажигания на высоких оборотах;
Двигатель переходит в аварийный режим (Limp-home mode) на высоких оборотах.
Чистка расходомеров
http://www.louv.tv/cars/m5/MAF/
(by m5board member Louv)
Принцип работы расходомера
Расходомер состоит из ненагреваемого и нагреваемого температурных сенсоров. Последний сделан из очень тонкой платиновой нити. Нить нагревается до 200 градусов Цельсия, ее температура постоянно отслеживается, ток, необходимы для поддерживания температуры в 200 градусов контроллируется. Чем больше воздуха проходит через эту нить, тем больше она охлаждается. Напряжение тока, необходимое для поддержания ее постоянной температуры в 200 градусов прямо пропорционально количеству воздуха, прошедшему через нить и так же зависит от температуры воздуха (показания ненагреваемого сенсора).
Сила тока и температура измеряются, по ним расчитывается масса воздуха (зная объем и плотность, зависящую от температуры) и попадает в блок управления двигателем.
Самоочищение расходомера
Время от времени в течение нескольких секунд на платиновую нить расходомера подается высокое напряжение, нить накаляется до красна (1000 градусов Цельсия). При этом сгорает большая часть грязи, что, возможно, поддерживает расходомер в рабочем состоянии до ручной чистки или замены.
Выход расходомера из строя
Со временем, на платиновой нити расходомера накапливаются грязевые отложения от проходящего воздуха. Эти отложения играют роль теплового экрана. Эффект от такого экрана состоит в том, что нить не охлаждается воздухом в той мере, в какой должна, и расходомер показывает блоку управления двигателем заниженное количество проходящего воздуха. Соответственно, доверяя этим заниженным показателям, блок управления впрыскивает недостаточное количество топлива, смесь получается бедной.
Многие владельцы М5 жалуются, что масло для фильтров пониженного сопротивления K&N может вызвать скорое загрязнение расходомеров.
Что делать если граничные показатели расхода топлива занижены?
1. Проверьте, правильно ли вы выбрали коэффициенты высоты, температуры и атмосферного давления из таблицы?
2. Показатели все равно низкие? В большинстве случаев это вызвано неисправностью бензонасоса, регулятора давления и/или расходомера.
Скорее всего расходомера.
Как проверить загрязненность расходомера:
Проверка расходомера
Воспользуйтесь BMW DIS/GT-1 тестером для проверки расходомера на холостом ходу на завышенных оборотах холостого хода или воспользуйтесь следующим (ИМХО более точным и надежным) методом измерения выходного напряжения на расходомере на заглушенном двигателе:
(Лучше конечно использовать оба метода: дорожный тест граничных показателей и замеры непосредственно выходного напряжения. И сравнить результаты)
Проверка расходомера – непосредственное измерение напржения.
0. Снимите защитный чехол на разъеме проводов, идущих к расходомеру. Оттяните изоляцию пока не покажутся оголенные провода. Вы можете подключиться к этим проводам, протыкая их острыми наконечниками проводов тестера.
Убедитесь, что тестер переключен в режим DC и его провода не подключены к его усиленным разъемам. Будьте осторожны, что бы не замкнуть наконечниками тестера разные провода на разъеме расходомера.
1. Включаете зажигание
2. Двигатель не запускаете
3. На каждом расходомере меряем напряжение между пинами 3 (земля, коричневый провод) и 5 (сигнальный, желтый провод)
4. Значение должно находиться между 1.000 +- 0.040 V. Чем бдиже к 1.000 V тем лучше. Чем грязнее расходомер, тем выше будет напряжение.
5. Если значение из предыдущего пункта выходит за допустимые пределы более чем на 0.020 V, померяйте напряжение между пинами 3 и 4 (+5V питание от DME, желто/зеленый провод). Этот показатель должен быть5.000 +- 0.200 V.
6. Если нет – проверьте напряжение на аккумуляторе, если необходимо подключите зарядное устройство и повторите измерения.
7. Верните изоляцию на место и защитите ее изолентой.
Показатель, упомянутый в п.4 должен равняться 1/5 показателя пункта 5.
Если этот метод покажет в пункте 4 показатель, выходящий за соответствующе параметры, расходомер определенно сильно загрязнен или поврежден.
Давление топлива
Другая правдоподобная причина неполадки – давление топлива.
Измерить давление топлива очень просто: потребуется BMW адаптер для измерения давления топлива (Специальное приспособление BMW 13 5 220. Этот комплект содержит 13 5 221 и 13 5 222. Комплект подходит для всех E39 5-series, так что на специализированных СТО можно найти), которое присоединяется к топливному регулятору и датчику измерения давления на DIS.
Процедура проста и подробно описана в TIS 13 31 029.
Необходимо знать, что BMW рассматривает давление топлива как разницу между абсолютным давлением в топливной рейке и во впускном тракте (за дроссельными заслонками).
На холостом ходу во впуске будет разряжение -0.5 BAR. Просто измерьте давление в рейке относительно атмосферного и затем добавьте к нему 0,5 BAR и вы получите значение давления во впускном тракте.
Иными словами: подключитесь к тест-порту топливного давления для DIS, считайте значение давления относительно атмосферного обычным манометром и, если оно в пределах 4.50 +- 0.05 BAR – все в порядке.
Затем отключите вакуумный шланг от топливного регулятора, подключите трубку и оставьте отверстие вакуумного регулятора открытым, запустите двигатель и измерьте давление в топливной рейке еще раз. Давление должно быть 5.00 +- 0.05 BAR.
(Разница между этими двумя измерениями составляет значение разряжения во впускном тракте.)
Кстати, это хорошая возможность так же узнать разряжение пока у вас есть доступ к вакуумному шлангу.