07.08.2013
Миллионы за автохлам. Что нужно знать об утилизационном сборе
Кто найдет и кто потеряет от введения в Украине утилизационного сбора, пишет ЛІГА.net.
Виктор Янукович подписал законы об экологическом сборе и утилизации транспортных средств. И сразу же поручил усовершенствовать их. Экологическую безопасность страны украинцам предлагают оплатить из собственного кармана. В обмен лоббисты экологических инициатив обещают создать полноценную систему утилизации старых автомобилей.
Кому платить
Импортерам. Платить придется при таможенном оформлении автомобилей. За каждую ввезенную иномарку необходимо будет выложить от 4 730 до 30 250 грн, в зависимости от объема двигателя.
Потребителям. Импортеры, частично или полностью, обещают заложить размер нового налога в конечную стоимость машины, а значит, ввозимые после 1 сентября автомобили прибавят к стоимости от 5000 до 30000 грн.
Кто не будет платить
Производители, осуществляющие сварку, покраску и сборку транспортных средств в Украине от уплаты сбора освобождаются. При этом они обязуются инвестировать средства в создание утилизационных центров. Сроки создания центров и объемы инвестиций законами не определены.
Кто выиграет
Главные лоббисты утилизационных инициатив - украинские производители. Под вывеской улучшения экологической ситуации в Украине, местные автосборщики решают задачу увеличение доли на рынке. Кроме того, экологические инициативы уравнивают условия для украинских и российских производителей. Напомним, в России подобный сбор собирается с осени 2012 года. После его введения экспорт украинских автомобилей и автобусов на соседний рынок фактически остановился. Теперь россияне также будут платить подобный налог при поставках своих автомобилей в Украину.
Кто проиграет
Импортеры автомобилей настроены категорически против. Это логично - после введения двух заградительных налогов (спецпошлина и экологический сбор) авто отечественной сборки фактически лишаются конкурентов в самом массовом - бюджетном сегменте. В свою очередь импортеры вынуждены конкурировать между собой - в более высокой ценовой категории.
Емкость рынка
Предполагается, что годовой объем утилизационного сбора составит около 2,5 млрд грн. Это и есть потенциальная емкость рынка утилизации авто. Пока не ясно, будут ли центры утилизации автомобилей государственными или частными, кому достанутся бюджетные деньги, а главное насколько этот процесс будет прозрачен.
Сколько нужно шредерных заводов
Несмотря на пробелы в законодательстве, корпорация "Богдан" уже начала планировать строительство утилизационного центра. По оценкам аналитиков корпорации, на начальном этапе потребности по переработке должны покрыть два предприятия по демонтажу автомобилей (стоимость такого предприятия в Германии оценивается в 7 млн евро) и 39 центров по переработке/измельчения кузовных и других частей.
На "Богдане" подсчитали: на начало 2011 года в структуре автопарка Украины - 2,1 млн легковых авто, выпущенных до 1985 года. При списании этого количества авто в течение 10 лет, объемы ежегодной утилизации составляют 210 тыс автомобилей в год. Таким образом, в перспективе могут потребоваться 7 предприятий по демонтажу автомобилей и 191 центр по переработке / измельчения кузовных и других частей.
Последствия
С повышением стоимости иномарок часть потребителей переориентируется на автомобили местной сборки. Это ощущается уже сейчас: последние три месяца ЗАЗ уверенно лидирует по продажам новых автомобилей в Украине. Улучшил свои позиции и "Богдан". В июле корпорация заняла 11-е место на рынке, с ростом 110%.:shok:
В целом, по итогам года ассоциация Укравтопром ожидает сохранения объема рынка на уровне 2012 года, когда было реализовано 232 тыс. новых автомобилей.
В свою очередь автоимпортеры бьют в набат - объем продаж существенно сократится, так как большинство украинцев просто не смогут себе позволить покупать автомобили по новым ценам. "Стоимость новых автомобилей может увеличиться уже в начале осени от 5 000 до 30 000 грн, что приведет к увеличению цен на автомобили и скажется на рентабельности продаж некоторых моделей. По прогнозам на второе полугодие 2013 года ожидается уменьшение объемов автомобильного рынка до 85-95 тыс. единиц", - говорят в группе компаний АИС.
Как утилизируют за границей:biggrin:
В странах Западной Европы и США система сдачи, приема и переработки автохлама успешно работает не один год, что позволяет ежегодно утилизировать до 40 млн автомобилей.
Процедура. Исчерпавших свой ресурс автомобиль (средний возраст - 12-14 лет) сдается в обмен на сертификат об утилизации. После разборки, пригодные детали и компоненты отправляются на реставрацию и повторное использование на рынке вторсырья, а часть сортируется и отправляется на шредерный завод.
Для примера, в США, сбором, демонтажем и утилизацией старых автомобилей занимается около 20 тысяч малых предприятий и около двухсот шредерных заводов.
По оценкам экспертов, наиболее успешная система утилизации автомобилей организована в Нидерландах. Здесь при сдаче автомобиля в утиль не взимается оплата с владельца - ее покрывает автопроизводитель, или дилер. Налог взимается не в момент направления на утилизацию, а непосредственно при продаже нового автомобиля. Кроме того, при снятии авто с регистрации необходимо предоставить сертификат об утилизации, или об экспорте. В противном случае, владелец автомобиля остается плательщиком налога на автомобиль.
Контроль и управление обеспечивает единый орган - Auto Recycling Nederland (ARN), который также финансирует затраты при сборе и утилизации ТС.
Для справки. Ставки сбора:diablo:
Закон устанавливает ставки экологического сбора на импортируемые новые и б/у транспортные средства (легковые и грузовые автомобили, автобусы и спецтехника).
Экологический сбор для иномарок будет рассчитываться согласно базовой ставке 5,5 тыс грн и специальному коэффициенту, устанавливаемому в зависимости от объема двигателя.
Так, экологический сбор для новых легковых автомобилей составит от 4 730 грн до 30 250 грн. Для подержанных авто - от 9 460 грн - до 60 500 грн. Сбор в самом массовом сегменте автомобилей (с объемом двигателя от 1 000 - 2 000 куб. см.) установлен на уровне 7 370 грн для новых авто и 14 740 грн - для б/у.
Сбор при ввозе в Украину новых грузовых автомобилей, автобусов и спецтехники составит от 19 тыс до 110 тыс. грн, подержанных - от 33 тыс до 448 тыс. грн.