на ск понимаю основной плюс в газовых маслах они изначально меньше содержат компонентов способных коксоваться и оставлять отложения
Газовых масел вообще нет!
Из "газа" у Шелл делается только основа, в трех вязкостях 3, 4 и 8 cst.
Кроме этого масло содержит много полимерного загустителя, присадочный пакет, который тоже замешан на определенной базе - все это активно участвует в коксовании, отложениях и т.д.
И многие продукты Шелл, в первую очередь из РФ (Торжок, Пермь), более чем щедро приправлены основами Лукойл GrI и GrIII.
Сама технология GTL в исполнении Шелл, пример агрессивного маркетинга)
GTL, gase to liquid, по-русски синтез жидких углеводородов из газа. Ее условно можно приравнять к Group III, точнее Gr III+ по API – потому что один из этапов синтеза тоже гидрокрекинг.
В этой рекламке, кроме общего маркетингового рассказа о "защищает, улучшает, снижает и превосходит" Шелл сам прямо говорит о гидрокрекинге
Переглянути вкладення 629786
Для Шелл ставка на GTL это скорее вынужденная мера. Объемы производства баз II и III групп у Шелла очень малы, а на их Малазийском заводе технология GTL была отработана на производстве топлива, затем во Франции на производстве базового масла, затем в Катаре был построен завод Pearl GTL. А газа в Катаре много и он дешевый. Завод Pearl GTL производит в основном керосин (авиационное топливо) и газойль (дизельное), нафту, нормальные парафины ну и базовые смазочные масла (как побочный попутный продукт).
О самой GTL чуть подробнее:
Одним из направлений развития производства жидких углеводородов являются так называемые XTL технологии. Они объединяют класс технологий, используемых для преобразования различного углеродосодержащего сырья (газ, уголь, биомасса) в жидкие углеводороды. К технологии XTL относят GTL (gas-to-liquid, «газ в жидкость»), CTL (coal-to-liquid, «уголь в жидкость»), BTL (biomass-to-liquid, «биомасса в жидкость») технологии. Кстати "Технолгия XTL" как супер современная и секретная
разработка упоминается в некоторых продуктах Fuchs.
В общем виде GTL процесс включает следующие этапы:
1) подготовку воздуха и углеводородного газа (осушку, очистку от серы)
2) производство синтез-газа из подготовленного газа путем взаимодействия его с кислородом
3) превращение синтез-газа в синтез-нефть (в большинстве представленных на рынке процессов на данном этапе используется синтез Фишера – Тропша)
4) облагораживание продукции (дизельного топлива, нафты, парафина, керосина, авиакеросина, базовых масел).
Процесс каталитического синтеза монооксида углерода и водорода в жидкие углеводороды был изобретен Францем Фишером и Гансом Тропшeм в 20-е годы XX века в Германии для изготовления жидкого топлива из угля. Процесс использовался
Германией во время Второй мировой войны для производства моторного топлива из угля, которым богата Германия. К 1943 году они выдавали 124 000 баррелей синтетического топлива ежедневно, обеспечивая 92% объема авиационного топлива (и 57% общего объема топлива всех видов), что делало подобные предприятия одной из основных целей бомбардировок войск союзников. Годовой объем производства моторного топлива в Германии достигал 6,5 млн. т в 1944 г
Новый этап развития индустрии начался в 1955 г., когда южно-африканская корпорация Sasol ввела в эксплуатацию первый в мире завод по крупномасштабному производству синтетических жидких углеводородов из угля Sasol I мощностью 0,4 млн. т/год. Завод использовал вариант технологии Фишера – Тропша, который Правительство ЮАР приобрело в конце 40-х годов, опасаясь нефтяного эмбарго.
В настоящее время в мире функционируют четыре крупнотоннажных GTL завода: Mossel Bay (ЮАР - владелец Petro SA); Bintulu (Малайзия - владельцы Shell, Mitsubishi, Petronas); Oryx (Катар - владельцы Sasol и Qatar Petroleum); Pearl (Катар - владелец Shell). Так же существует 16 малотоннажных заводов. Эти заводы стоят в США, ЮАР, Великобритании, Японии, Бразилии и принадлежат компаниям ExxonMobil, Sasol, NK Corporation, ENI, Rentech, ConocoPhillips, Compact GTL, BP, Syntroleum, Marathon Oil,
US DOE, Petro SA, Petrobras, Lurgi и еще несколько совладельцев)
Дальше углубляться в специфику и цели малотоннажного и крупнотоннажного производства GTL - не будем.
Сами основы GTL, как и любые основы имеют свои плюсы и минусы.
+ хорошие смазывающие свойства, как у гидрокрекинга
+ хорошая растворимость присадок
+ основы очень чистые, почти как ПАо и на уровне лучшего гидрокрекинга (глубокого, двуступенчатого)
+ характеристики самой основы немного лучше по прокачиваемости CCS чем гидрокрекинг, лучше стойкость к окислению, лучше низкотемпературные при этом уступая в этих дисциплинах ПАО. (примечание, речь идет о чистой основе, в товарном масле ситуация меняется и не в пользу GTL)
+ GTL Не гигроскопичен
+ не агрессивный к эластомерам и металлам
- не липкий, отсутствует полярность
- проблемный в товарных маслах при высокой концентрации требуется большое количество полимерного загустителя. Наиболее приемлем для масел 5W-20, 0W-20
- дорогое производство и очень высокие сроки окупаемости проекта. Из-за этого Шелл, как основной пользователь этих основ, использует их не выборочно, а массово, в том числе в продуктах для этого не особо подходящих.
Ниже приведу картинку из книги о трибологии, с примерами базовых рецептур масла 0W-30 на основе гидрокрекингов и GTL.
Переглянути вкладення 629790
Четвертый продукт, это замес полнозольного, с мощным присадочным пакетом (его масса 15% вместо 10% у первых трех продуктов) не энергосберегающего масла, с нормальной вязкостью HTHS, соответственно с большей вязкостью при 100С - 11.74 cSt. В результате имеем конскую дозу полимерного загустителя 21% VM concentrate. Полимерный загуститель быстро разрушается в масле, особенно под воздействием высоких температур, оставляет отложения, повышенный расход масла. Использование VM премиального качества стоит дорого и влияет на конечную цену товарного масла, по этому на нем любят экономить (особенно когда его много, одно дело купить 21% VM другое дело 4-6% VM), и все равно он будет являться слабым звеном в масляной композиции, отсюда и стремление при производстве лучших масел снизить концентрацию VM и использовать VM с максимально возможными служебными свойствами!!!
Для примера полнозольные масла 0W-30 с ПАО + эстеры + VHVI могут содержать полимерного загустителя 4-7% в зависимости от комбинации и вязкости эстеров, типа загустителя и т.д.
В случае сравнения энергосберегающих 0W-30 с малозольным пакетом присадок (всего 10% массы) например продукт 1 и продукт 3 (на основе GTL) то при фактической вязкости у первого 10.24 cSt а у третьего продукта (на GTL) 10.02 cSt содержание VM 6.2% и 7.2%. Это говорит о том что эффективно использовать GTL возможно только в маслах 5W-20, 0W-20! И в крайнем случае энергосберегающие (низкая HTHS) 10W-30, 5W-30, 0W-30 и все это с невысоким содержанием присадок. Или применение GTL как дополнительной основы, в невысокой концентрации совместно с PAO, POE, AN, VHVI.
И в подтверждение моих слов еще одна табличка, с примерными базовыми рецептурами (старыми, думаю конец 90-х) масел 0W-30 (1 и 2) замешанных с ПАО, эстерами и полнозольным присадочным пакетом 14.2%
VM concentrate всего 4%.
Вязкость 10.9cSt и 10.8cSt.
Если бы вязкость была выше, например 11.7-12.0 cSt думаю VM бы составил 5.5-6.0%, точно не знаю(
Переглянути вкладення 629796